тоника

  • 97Глас — (церк. слав.) в техн. смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом Г. главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта). Правосл. греко российская… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 98Григорианское пение — (cantus planus, plein chant) напевы, установленные в римско католической церкви папою Григорием Великим, в конце VI в. Это пение есть результат музыкальной реформы, к прежним четырем амвросианским ладам прибавившей еще четыре. Первые стали назыв …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 99Д (De) — или pe, название ноты. Д. 1 я ступень (тоника) диатонической гаммы ре (D), 2 я ступень гаммы до мажор или до минор (c dur, c moll), 3 я ступень (медианта) гамм си бемоль мажор (b dur) и си минор (h moll), 4 я ступень (субдоминанта) гамм ля мажор …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 100До — (то же самое, что Ut или С) название первой ноты в музыкальной азбуке. Этим названием в сольмизации пользуются итальянцы и французы. У немцев эта нота называется С. До первая ступень (тоника) диатонической гаммы до мажор (так называемой ионийской …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 101Органный пункт — (point d orgue). Звук большой длительности, в продолжение которого применяются разные гармонии, назыв. выдерживаемым тоном. Он применяется в нижнем, среднем или верхнем голосах. В нижнем, будучи доминантой или тоникой тональности, он называется О …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 102Прима — первая нота или тоника каждой гаммы, а также однозвучие унисон, т. е. совпадение двух звуков одинаковой высоты. Такая П. называется чистой. Увеличенная П. получается от повышения или понижения одного из одинаковых звуков, например до до чистая П …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 103Си — название ноты: седьмой слог в сольмизации и седьмая ступень гаммы до. В системе ладов, установленной Григорием Великим, этот звук назывался В quadratum (си бекар), а пониженный на полтона (С. бемоль) В rotundum, или мольным, мягким. Сольмизация… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 104Сродство гамм — Диатонические гаммы: будучи транспонированы на всех ступенях хроматической гаммы, различаются одним, двумя и большим числом знаков в ключе. Чтобы узнать разницу в знаках двух сопоставленных гамм или тональностей, вычитают сумму знаков одной гаммы …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 105Ступень — (Stufe нем., dégré фр.) название каждой линейки и промежутков между ними в пятилинейной нотной системе. В диатонических гаммах каждая нота считается С. Первая нота, или тоника, называется первой С., вторая второй и т. д. до седьмой ноты… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 106G, в музыке — (ге) или соль первая ступень (тоника) гаммы соль (G), вторая ступень гаммы фа (F), третья ступень (медианта) гамм ми бемоль мажор (Es dur) и ми минор (E moll), четвертая ступень (субдоминанта) гаммы ре (D), пятая ступень (доминанта) диатонической …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 107Д (De) — или pe, название ноты. Д. 1 я ступень (тоника) диатонической гаммы ре (D), 2 я ступень гаммы до мажор или до минор (c dur, c moll), 3 я ступень (медианта) гамм си бемоль мажор (b dur) и си минор (h moll), 4 я ступень (субдоминанта) гамм ля мажор …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 108стихосложе́ние — я, ср. 1. Сочинение стихов. Я охотно упражнялся в стихосложении, легко находил рифмы, но почему то стихи у меня всегда выходили юмористическими. М. Горький, В людях. 2. лит. Способ организации звукового состава стихотворной речи. Силлабическое… …

    Малый академический словарь

  • 109Английская музыка —         Истоки А. м. восходят к муз. культуре кельтских племён, населявших Британские острова с 4 в. Сохранились образцы древней устной нар. песенной традиции, носителями к рой были барды певцы, исполнители и создатели эпич. и героич. песен.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 110Гармоническая функция —         (от лат. functio осуществление, исполнение, деятельность) роль, значение аккорда в гармонич. системе мажора и минора, вообще в любой гармонической системе. Г. ф. представляет собой проявление ладовой функции (см. Функции ладовые) в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 111До —         (do) в сольмизации название первого из шести слогов гексахорда, введённое в 17 в. (возможно, Дж. Б. Дони) вместо прежнего, менее удобного для пения. Во Франции, Италии и нек рых др. странах I ступень основного (до мажорного) диатонич.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 112Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …

    Музыкальная энциклопедия