измарагд
71«ВЛАСФИМИЯ» — [греч. βλασφημία поношение, кощунство], древнерус. компилятивный трактат, составленный не ранее 1 й четв. XIV в., большая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии. Известны 2 списка «В.». Древнейший (РНБ. Соф. № 1262. Л. 63 …
72ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит ре дата основания 1207 г …
73ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — находился в мест. Жидичин Луцкого у. Волынской губ. (ныне с. Жидычин Киверцовского р на Волынской обл., Украина). XIII XVIII вв. Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Жидичинская икона Божией… …
74«ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») — название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.»… …
75«ЗЛАТОСТРУЙ» — некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста (из них часть действительно принадлежит свт. Иоанну, часть текстов, в т. ч. слав.… …
76ЗЛАТОУСТ — древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения. Известны 3 основные разновидности сборника: З. постный, содержащий статьи на… …
77ИННОКЕНТИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — находился на берегу р. Еды, к юго востоку от Вологды, недалеко от места схождения дорог, ведущих в Вологду из Москвы и из Галича. Основан прп. Иннокентием Комельским в кон. XV в. О первых годах существования обители известно из «Завета» (см.: Нил …
78ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …
79«ДОМОСТРОЙ» — русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно бытового поведения. Предполагают, что «Д.» возник в XV в. Автор его пользовался литературными… …
80РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец X—XVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» — деловой и познавательный характер: церковно… …